Троицкий собор
Троицкий собор, главный элемент ансамбля Троицко-Ильинского монастыря, считается одним из лучших храмов 17 в. на территории Приднепровья.
Строительство собора было начато в 1679 году черниговским архиепископом Лазарем Барановичем, но велось с большими трудностями и затянулось вместе с внутренним оформлением на 17 лет. Освящен собор был уже после смерти Л. Барановича при архиепископе Феодосии Углицком.
Это первый большой храм построенный в Приднепровье после княжеской Руси в тяжелые времена «Руины».
Троицкий собор – это шестистолпный, тринефный с развитым трансептом, тремя апсидами и центральным куполом храм. Сложный объем сооружения, где сочетаются композиционные принципы древнерусской, украинской и западноевропейской культовой архитектуры, заканчивается пятью банями, а с запада двумя завершениями квадратных угловых башен.
Четкая динамичность силуэта, разделение на несколько похожих массивов, насыщенность интерьера деталями стали в целом тем новым, что со временем имело развитие в стилистических приемах украинского барокко.
Среди историков очень долго ведутся споры относительно авторства строителя храма. Называется имя немца Иоганна баптиста, который позже строил собор Мгарского монастыря под Лубнами, практически идентичного с Троицким собором. Некоторые исследователи связывают строительство собора с именем виленского мастера Яна Заора, который в 1668-1676 гг. построил в Вильнюсе костел Петра и Павла, план которого практически идентичен планировке Троицкого собора. А есть мнение, что строительством храма руководил Адам Зарникав.
Как бы то ни было, но архитектора ищут среди западноевропейских строителей.
В плане храм напоминает черниговский Спасо-Преображенский собор. А то что строитель был знаком с архитектурой католических костелов доказывают парные башни с высокими верхами на западном фасаде – элемент практически всех костелов в 16-18 вв., а также наличие на фасадах глубоких полуциркульных ниш (в них на Западе располагают статуи святых).
Фасады собора, как и положено зданию эпохи барокко, очень красивы и динамичны. Выступающие ризалиты на южной и северной стенах и башни создают причудливую игру светотеней, которая усиливается пилястрами, карнизами, фронтонами, оконными прорезями с наличниками и сандриками. Окна собора имеют различную форму – квадратную, прямоугольную, полукруглую, а так же в форме креста. Над храмом возвышаются многоярусные купола.
В 17в. собор был расписан, но практически все те росписи, кроме находящихся в центральном куполе были уничтожены пожаром. В 18в. были сделаны новые росписи высокой художественной ценности, тоже позже поврежденные пожаром, но отреставрированные и переписанные заново в конце 19 в. В верхней части собора можно увидеть также росписи конца19 – начала 20 вв.
Существующий сейчас в соборе иконостас был сделан в послевоенные года в упрощенной манере вместо уникального пятиярусного барочного иконостаса 18 в., уничтоженного после закрытия храма Советской властью.
В соборе в боковых нефах, открытые для верующих выставлены мощи святых.
В правом нефе Троицкого собора выставлена рака Черниговского архиепископа, святого чудотворца Феодосия Углицкого и Черниговского, небесного покровителя Чернигова. Около его святых останков многие тысячи больных людей были исцелены и тому есть масса свидетельских показаний.
В левом нефе находятся мощи схиархимандрита Лаврентия Черниговского, отнесенного к числу святых в 1993 году Архиерейским собором.
В подвале под собором находится семикамерный склеп. С 2-й половины 18 в. там хоронили черниговских архиепископов. В одной из камер находится склеп графов Милорадовичей.
В советский период собор был закрыт и был возвращен верующим только в1988 г.
Оставить комментарий