Усадьба графов де Бальменов, пгт Линовица
В самом центре смт. Линовица можна увидеть церковь Успения Пресвятой Богородицы и смотровую башню с въездной аркой при входе в парк им. Т.Г.Шевченко.
Это уникальное архитектурное и садово-парковое наследие осталось после графов де Бальменов.
В далеком 1781 г. часть села Линовица выкупила Мария Башилова, которая в последствии отпишет линовицкое имение в приданное графу Петру Антоновичу де Бальмену. Старый дом будет сломан и построен новый, каменный с двумя флигелями. Строительство было окончено в 1796 году, а в 1819 г. был освящен каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, построенный в честь победы над Наполеоном.
У графа Петра Антоновича было два брата Александр и Карл. Карл погиб в битве под Бородино, а Александр после окончания отечественной войны был назначен русским комиссаром на остров святой Елены – состоять при Наполеоне, или вернее следить за ним. Женившись там на падчерице губернатора Гутсон Лоу, он получил по смерти Наполеона несколько вещей из его обстановки, которые хранились в линовицком имении.
Постепенно усадьба превращается в культурный островок Прилукщины. Здесь собирался кружок интереснейших людей того времени: писатели Котляревский, Гребинка, Афанасьев-Чужбинский, Кукольник, Муравьев – Апостол; художники: Крендовский, Рабус, Шевченко, Резанов, Тучкин.
Они привносили в домашнюю жизнь де Бальменов атмосферу творчества. Известный художник и краевед Л. М. Жемчужников так описывает Линовицу XIХ ст.. «Вдоль широкой Пирятинской дороги, обсаженной вербами с обеих сторон, тянулись ровные поля пшеницы. С широкой дороги был поворот в Линовицу, куда вела абсолютно гладкая и прямая дорога. Слева виднелось в зелени село с белой каменной церковью, а прямо имение владельцев. Белый каменный дом с колонами и мезонином стоял по средине. Пирамидальные тополя и белая акация украшали ограду и въездные ворота».
Особенным украшением семьи де Бальменов были: домашняя библиотека, в которой находились первые издание практически всех классиков Европы. Картинная галерея, в которой находились роботы Т. Г. Шевченко, Л. М. Жемчужникова и других известных художников того времени. Музей состоял из большого количества охотничьего оружия, а главным экспонатом музея был личный письменный стол Наполеона Бонапарта.
Видной личностью в истории Линовицы является Яков Петрович де Бальмен (1813 – 1845) – писатель, художник, офицер и друг Т.Г.Шевченко, которому тот посвятил поему «Кавказ». Именно его попросил Тарас Григорович нарисовать иллюстрации для своей поемы «Гайдамаки». Есть предположения, что Яков Петрович так же иллюстрировал одно из самых крайних по революционному духу произведений Т.Г.Шевченко – «Сон».
Когда, в 1847 г. члены Кирилло-Мефодиевского общества, Костомаров, Шевченко, Гулак, Белозерский, Маркевич и др., были схвачены, Шевченку был задано вопрос: «кто иллюстрировал рукописную книгу ваших сочинений, и не принадлежит ли тот, кто столько занимался вашими стихотворениями, к злоумышленным славянистам?» Шевченко ответил: «иллюстрировал мои сочинения граф Яков де Бальмен, служивший адъютантом у одного из корпусных генералов и убитый на Кавказе в 1845 г. А Костомаров и вовсе назвал графа автором сочинения: «Книга бытия украинского народа» или «Закон Божий», иначе еще «Поднестрянка», написанного им самим по-русски и по-украински для пропаганды идеи Кирилло-Мефодиевского общества.
В 1843 году Т.Г. Шевченко гостил у Якова Петровича. До нашего времени в парке сохранился 400-летний огромный дуб «Три брата», под которым на огромном камне любил отдыхать художник и поет.
Де Бальмены не жалели денег на парк, который теперь носит имя Т. Г. Шевченко. Парк площадью около 17 га был заложен в первой пол. 18 в. на основе природной дубравы возле реки Удай, в долине которой были созданы три пруда. Особенным архитектурным украшением парка была смотровая арка с въездными воротами.
Гости де Бальменов любили подниматься на башню, чтобы наблюдать через разноцветные стекла за тем как заходит солнце. В глубине парка было выкопано искусственное озеро, в самом центре которого был сооружен искусственный остров, названый «чайным». С берега к нему тянулся канатный мостик. Там де Бальмены вместе с гостями пили чай, а вокруг островка плавали лебеди.
От башни к пруду пролегала широкая аллея — «Зеркальная». Она поражала всех своей красотой и исходящим от воды эхом. С башни было видно, как закат отражается в глади воды, словно в зеркале. Парк был закрыт для простых жителей села, им разрешалось бывать в нем лишь дважды в год — на праздник Троицу и Иоанна Крестителя (Ивана Купала).
В 1919 году все имущество усадьбы где Бальменов было разворовано, а библиотека уничтожена. Дворец разобрали на кирпичи, а основную территорию имения передали под машинно — тракторную станцию, которая находится там до сих пор.
Сейчас смотровая башня с въездной аркой почти разрушены. Уцелело всего три здания: конюшня, в которой сейчас автомастерская, хозяйственная постройка и дом прислуги, да и то в сильно измененном виде. После ремонта историческое здание выглядит как современный дом. Только небольшая часть тыльной стороны сохранилась в первоначальном виде. Это здание принадлежит местному сельхозхозяйству.
Зарос кустарником и знаменитый парк, хотя он и отнесен к памятникам садово-паркового искусства, От чайного острова остались только воспоминания. Однако еще можно прогуляться по аллеям парка и посидеть на берегу одного из озер.
В 1995 году была восстановлена в первозданном виде Успенская церковь. Может быть, когда-нибудь будет восстановлено и все имение.
Использованы материалы с сайта www.linovitsa.at.ua и фото Валентины Федусь
М-да…спасибо! Обширная информация!
Я рядом живу!) Жаль такая красотища пропала…
Вот бы еще за Богдановку что то найти. А то мало информации
Просто супер,я нашла свою родину.
25/02/2014
Уважаемые господа,
Я хотел бы передать вам 2 фотографии (летние 1917), касающиеся усадбьу графа Де Бальмень. Пожалуйста, передайте мне Ваш E-mail. На этих фотографиях видно семью Де Бальмень и генерала Аполлинари А. Алымова с сыном Александром Алымовым по приглашению графа.
С уважением,
Филипп Попов
В конце 20 начале 30 годов из конюшен сделали комнаты, Там жили молодые семьи. в том числе мой отец и моя мать. Моя мать дочь химика который строил завод. Обычно его называют Испе, а фактически С.П.Аедр-Ипполтиван. Когда-то у нас была его фотокарточка. Пронеслись годы и ничего не осталось.Может у кого-нибуть есть? Очень прошу. Отец -Цвык, мать -Зубань.
На ком заканчивается род? Или они уехали?
Остались внуки химика Испе. В том числе я, Цвык Михаил Григорьевич живу в Киеве.
интересно мы «посвящаемся» в историю.. лежал с бабушкой в больнице в Линовице в 11 месяцев и потом еще много раз там был, а про Бальмонтов учился по книжке..
сорри, Бальменов.. очепятка