Уникальный экспонат вернулся в экспозицию Черниговского исторического музея
26 ноября 2010 Черниговский исторический музей имени В.В. Тарновского впервые представил широкой публике один из экспонатов своей коллекции — оклад киота черниговской иконы Ильинской Божьей Матери.
Это уникальное ювелирное произведение было изготовлено в 1695 году по заказу и на средства гетмана Ивана Мазепы. Оклад предназначался для иконы, написанной в 1658 году известным иконописцем Григорием Дубенским. В 1662 году икона стала чудотворной, а следовательно — чрезвычайно уважаемой как простыми людьми, так и представителями казацкой старшины и получила название Ильинской Богородицы (день чествования иконы — 16 апреля, оригинал не сохранился).
Оклад состоит из 18 отдельных серебряных орнаментированных пластин, которые крепились к деревянному каркасу и между собой гвоздями и заклепками. По бокам от иконы воспроизведены сцены — «Введение в храм», «Сретение», «Рождество Богородицы», «Иоаким и Анна», «Покрова пресвятой Богородицы», «Благовещение», в верхней части над иконой изображено «Успение Богородицы», нижний фриз украшен гербом Мазепы с буквами «ИМГВЦПВЗ» (Иван Мазепа Гетман Войска Царского Пресветлого Величества Запорожского) в окружении арматуры, крепости и военного лагеря. Многофигурные динамические композиции, пышный сочный растительный орнамент, влияние западноевропейского искусства свидетельствуют о том, что это произведение металлопластики принадлежит руке искусного мастера-ювелира из Киева, нельзя отбрасывать и причастность к появлению этого памятника иностранного ювелира, который работал на территории Украины. По мнению отдельных исследователей над изготовлением оклада работали два мастера.
Эта достопримечательность украинского ювелирного искусства была передана в Черниговский исторический музей в 1929 году, работники которого вопреки давлению тоталитарного государства спасли произведение от продажи заграницу или переплавки. Во время фашистской оккупации оклад хранился в Оренбургском краеведческом музее. После возвращения в Чернигов хранилась в фондах музея в разобранном виде.
За 300 лет своего существования оклад был поврежден: были утрачены отдельные детали, в нескольких местах появились разрывы металла, на пластинках осталось немало отверстий от гвоздей, которыми они прибивались к киоту, следы ремонтов.
В начале 2010 года оклад киота иконы Ильинской Богородицы был отреставрирован специалистами Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины (руководитель группы-Голуб В.М.) при спонсорской поддержке фонда «Украина-XXI век» (председатель правления — Губский Б.В.) и получил вторую жизнь. Его уже имели возможность осмотреть посетители Украинского музея в Нью-Йорке и Национального музея истории Украины.
Я видел в музее отреставрированный оклад киота под чудотворную икону Ильинской Черниговской Божией Матери и восхищён его красотой и искуством ювелиров.