Страницы музыкальной истории Чернигова

Музы на черниговском олимпе

Черниговский коллегиум, открытый в 1700 году, стал центром музыкальной жизни города в XVIII веке. Сохранился рисунок студентов коллегиума под названием «Олимп с музами» (1730 г.), на котором изображены музыкальные инструменты, какие в то время использовались в оркестровой музыке — скрипки, гусли, кобзы, лиры, трубы, виолончели. Исследователи считают, что изображение виолончели на рисунке является одним из наиболее ранних изображений этого инструмента.

О том, что в коллегиуме существовал оркестр, косвенно свидетельствует опись имущества Борисоглебского монастыря за 1732 год (а именно в его помещениях и был размещен коллегиум), где отмечено, что кафедре принадлежало восемь больших и малых флейт и три скрипки со смычками. А также и тот факт, что в 1730 году ко двору императрицы Анны Иоанновны гетман Данило Апостол послал «гуслиста» — ритора черниговской «Академии» Астрункевича.

В коллегиуме имелся и свой студенческий хор. При этом «спудеи» пели не только в храме, а и на улицах города. Особенно обитатели бурсы, которым самим приходилось добывать себе пропитание. Как вспоминал один современник, «когда после полудня из классов учащихся по своим квартирам распустят, то обыкновенно студенты, жившие в бурсе или бурсаки… ходят по всему городу и под окошками духовные песни поют и за то от жителей денежное и съестное подаяние получают».

«Потемкинский» колокол

Жители Чернигова также любили слушать перезвон колоколов Борисоглебского монастыря, звонницей которого служила башня коллегиума. Об этом повествует легенда про посещение князем Григорием Потемкиным Чернигова. Как-то по дороге на юг князь остановился в Чернигове и от скуки приказал целый день бить в соборный колокол, настолько звук его ему понравился. На следующий день князь уехал, перед тем приказав снять колокол и отвезти в Екатеринослав, где у него был дворец.

Жители города плакали, умоляя оставить колокол, но ничего не помогло. Однако в дороге князь неожиданно разболелся и умер, и 600-пудовый колокол, который еще не довезли до Екатеринослава, вернули в Чернигов, после чего он стал называться «Потемкинский». К сожалению, в 1930 году, как и многие другие, этот колокол был разбит.

Глинка в поисках талантов

Летом 1838 года в Чернигове побывал выдающийся композитор, основоположник русской классической музыки Михаил Иванович Глинка. Он приехал в качестве капельмейстера Петербургской придворной певческой капеллы с целью отобрать способных к музыке детей. Композитор сперва посетил духовную семинарию, где отобрал сначала восемь мальчиков первого и второго классов, а при повторной проверке музыкальных способностей — пять. «Все необходимые про них свидетельства взяты, — сообщал в Санкт-Петербург Глинка. — Кроме того, тут найден мною очень хороший бас». Великий композитор имел в виду В. Бальбинского, который со временем пел в столичной опере.

Всего же в Чернигове Глинка отобрал 19 мальчиков. Композитор «неоднократно пробовал их слух и голоса, заставляя их следить за скрипкой… Некоторые мальчики были одарены столь тонким слухом, что следили непринужденно за всевозможными интервалами, даже за музыкальной чепухой, которую изощрялся производить Палагин (скрипач. — Прим. авт.), чтобы сбить их». Память о Михаиле Глинке запечатлена в названии одной из улиц города.

Муза Николая Лысенко

В 1878 году в Чернигове состоялись первые концерты классика украинской музыки Николая Витальевича Лысенко в качестве пианиста. Весь гонорар от проведенных концертов композитор передал в поддержку только что открытой общественной библиотеки. Последующие его выступления были связаны с концертами организованного им хора. Как композитор Н. Лысенко также был связан с Черниговом. С голоса талантливой исполнительницы и собирательницы народных песен М. Загорской-Ходот Лысенко записал много украинских народных песен, вошедших в третий выпуск собрания композитора. Он также положил на музыку лирическое стихотворение «Журба», автором которого был живший в Чернигове баснописец Леонид Глебов. С легкой руки композитора оно стало популярной народной песней «Стоїть гора високая».

Ну и наконец, Николай Витальевич нашел в Чернигове свою музу — прекрасную пианистку Ольгу Липскую. Они познакомились во время одного из концертов маэстро — он был очарован ее талантом. Липская стала женой композитора и родила ему пятерых детей!

Черниговская Кармен

В Чернигове родилась примадонна оперного искусства начала ХХ века Любовь Дельмас. Закончив Черниговскую женскую гимназию, а затем Петербургскую консерваторию, она пела на сценах знаменитых оперных театров Москвы и Петербурга, Парижа и Монте-Карло. Дельмас участвовала в эпохальных «Русских сезонах» Сергея Дягилева в Париже, где принимала участие в спектаклях вместе со знаменитым русским певцом Федором Шаляпиным. Любовь Дельмас вошла в историю как непревзойденная исполнительница партии Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе. Именно она сыграла важную роль в жизни и творчестве Александра Блока, который посвятил ей непревзойденный цикл поэзий «Кармен». Оставив сцену, Любовь Дельмас долгое время преподавала вокал в уже Ленинградской консерватории.
***

А в 1904 году в Чернигове было открыто музыкальное училище — начался новый, современный этап в музыкальной жизни города, подготовленный славной тысячелетней ее историей!

Материал предоставлен автором: Иваном Коцюрою

Оставить комментарий