Черниговский Зверь вне времени и пространства

Предметом особой гордости черниговчан является барельеф, оригинально украшавший западный портал Борисоглебского собора, а сегодня сохраняется в интерьере этого выдающегося памятника архитектуры домонгольской эпохи. Он изображает фантастического существо с головой собаки, парой лап, птичьими крыльями и обвитым лозой чешуйчатым туловищем, которое заканчивается змеиным хвостом. Это — Черниговский Зверь, уникальный на территории Восточной Европы памятник не только славянской, но и всей индоевропейский цивилизации.

Черниговский Зверь — наиболее яркий образец особого художественного стиля, напоминающего романский и который начал развиваться на Черниговских землях в XII веке в результате взаимодействия разнообразных культурных традиций — славянской, античной, ближневосточной, раннехристианской и «гибридной» евразийской. Но что же означает такая фигура? Ответ на этот вопрос в течение нескольких десятилетий беспокоил умы исследователей. В поисках содержания образа высказывались самые разнообразные предположения. В литературе это существо обычно отождествляют со славянским богом- псом Симарглом (Семарглом), близким «родственником» которого является иранский «царь птиц» Сенмурв, обитающий на Мировом Дереве, имеет голову и лапы собаки, крылья и рыбью чешую. Но «привязка» к Симарглу довольно условна, ведь не сохранилось ни одного изображения, или же детального описания этого существа.

Но в 2001 году на основе сравнительного анализа тысяч мифологических и эпических произведений индоевропейских народов было показано, что изображенное на портале существо является воплощением Космоса. Разумеется, здесь речь идет не о межзвездном пространстве, а о Космосе в философском, мифопоэтическом смысле, то есть о целостном, гармоничном мироздании, пребыванием в котором наслаждались древние. Эта Вселенная представлялась им конечной, замкнутой, упорядоченной, прекрасной и максимально адаптированной для жизни человека. Космос окружался Хаосом и временами подвергался опасности быть поглощенным им. С мифологической точки зрения, все сказочные и эпические герои (Кирило Кожемяка или Илья Муромец) были бойцами Космоса и совершали подвиги для его спасения. Соответственно, антигерои (Змей или Кощей Бессмертный) воплощали темные силы Хаоса.

Предыстория образа с портала Борисоглебского собора уходит в глубину тысячелетий. Древние индоевропейцы верили, что Вселенная состоит из трех уровней: Небес, Земли и Подземного мира. Символом Верха, посланцами Бога Неба были птицы. Серединный уровень представляла Богиня Мать-Земля, которая символизировала связь жизни и смерти и потому могла возникать в образе хищного зверя, в том числе собаки. Воплощением же Низа был змей, который также ассоциировался как с плодородием, богатством, жизненной силой, вдохновением, так и с бедой, болезнью, смертью.

Все три уровня соединяло Мировое Дерево, которое росло в центре Вселенной, корни которого проникали в Нижний мир, а крона — в Небеса. Тема Мирового Дерева присуща практически всем культурам мира, она четко прослеживается в украинских сказках, колядках, в гениальном древнерусском литературном произведении «Слово о полку Игоревом», где поэт Боян «растекался мыслию по древу». В изображении на портале Мировое Дерево предстает как виноградная лоза. Следовательно, образы представителей всех трех уровней Вселенной сливаются в одно существо, воплощающее Космос как живой организм. Подобные представления о Космосе, известные во многих мифологических системах, были унаследованы философией и оставались актуальными вплоть до Новейшего времени.

На Черниговского Зверя чрезвычайно похожи резные «драконы» соборов, построенных в XII ст. в Галиче (Украина), Кракове (Польша), Хамерслебене и Кведлинбурге (Германия). Однако он значительно выразительнее своих западных «родственников» — мощный, динамичный и одновременно спокойный. Иногда аналогичных существ изображают в движении, как реальных животных, что снижает силу их образа. Ведь идеальное существо находится вне времени и пространства: пребывая в покое, оно всегда готово к действию. Именно это блестяще удалось гениальному автору барельефа: Черниговский Зверь воплощает не только мощь и силу, но и готовность немедленно вступить в битву с Хаосом. Важно, что Зверь изображен крупно, а не как только часть композиции — мастер фокусирует на нем все внимание зрителя, подчеркивает внутреннее достоинство существа. Пластичная красота, красноречивость и целостность образа «невозможного» Черниговского Зверя свидетельствуют о единстве и гармоничности мира наших предков.

Раскрытие образа имеет и сугубо практическое значение. Белокаменный Зверь представляет собой своеобразный культурный мост, соединяющий Чернигов с Западной Европой, с одной стороны, и Ираном — с другой. Для многих исследователей этот образ послужит ключом для дальнейшего открытия глубинных слоев древнеукраинской и общеиндоевропейской ментальности (тема, приобретающая особую актуальность во времена глобализации), будет содействовать дальнейшему выяснению — что общее, а что неповторимое для каждой культуры.

Концентрация мощной мифопоэтической энергетики в образе Черниговского Зверя обусловила тот факт, что белокаменное изображение с портала Борисоглебского собора столетиями сознательно и подсознательно ассоциировалось с Черниговом, было символом города, мотивом многих произведений декоративно-прикладного искусства, широко использовалось в монументальной живописи, в оформлении исторической и краеведческой литературы и т. п. В годы Советской власти оно было неофициальным гербом города.

Черниговский Зверь сочетает в себе качества символа и талисмана, в течение девяти столетий защищающего Княжий город. Как символ он стоит несравненно выше традиционных геральдических животных; только считанные города планеты могут похвастаться памятниками материальной культуры, которые как их символы «дотягивают» до Черниговского Зверя. Гигант европейской символичности лондонский Биг Бен может восприниматься как воплощение Центра, оси Вселенной, а кроме того — цикличности времени, что дополнительно усиливается его расположением на нулевом меридиане. Но, уступая ему только в размерах, Черниговский Зверь охватывает все Пространство и все Время. К знаменитой парижской Эйфелевой башне Черниговский Зверь относится так, как глобус к своей оси. Медный Всадник в Санкт-Петербурге является символом еще более низкого уровня.

Статья предоставлена автором, Сергеем Колесником, в сокращенном варианте.
Полный вариант можно будет прочитать в книге автора «Черниговский космос».

Оставить комментарий