Исторический очерк о Спасо-Преображенском Новгород-Северском монастыре

Новгород-Северский Спасо-Преображенский монастырь

«Если на высотах гор душа человеческая с благоговейным чувством приближается к беспредельному Творцу и Промыслителю Вселенной, то место, занимаемое Новгород-Северским монастырем, вполне способно производить подобные чувствования…», – писал впечатленный обителью видный просветитель XIX века архиепископ Филарет (Гумилевский)

Есть на карте Украины места, где, побывав однажды, навсегда оставляешь часть своего сердца, куда хочется возвращаться снова и снова. Драгоценным камнем в оправе нашего Отечества выглядит один из самых красивых и исторически прославленных монастырей Украинской Православной Церкви – Новгород-Северский Спасо-Преображенский мужской монастырь Черниговской епархии. «Если на высотах гор душа человеческая с благоговейным чувством приближается к беспредельному Творцу и Промыслителю Вселенной, то место, занимаемое Новгород-Северским монастырем, вполне способно производить подобные чувствования…», – писал впечатленный обителью видный просветитель XIX века архиепископ Филарет (Гумилевский) Спасо-Преображенская обитель была основана в 1033 г. князем Мстиславом Тмутараканским и относится к древнейшим миссионерским центрам Киевской Руси. Именно здесь получали благословение на свои дела князья удельного Новгород-Северского княжества, в которое в древности входили Брянск, Курск, другие крупные города, и территория которого простиралась почти до самой Москвы. В XII в. на подворье монастыря был возведен первый каменный Спасский собор. Предание гласит, что именно он был отправной точкой знаменитого похода «на землю Половецкую за землю Русскую» Новгород-Северского князя Игоря – главного героя «Слова о полку Игореве». В это же время начинает формироваться уникальная хозяйственная система монастыря. После монголо-татарского нашествия и упадка городов лишь в XVI в. Спасо-Преображенский монастырь появляется на летописных страницах. В тяжелые времена чужеземного гнета обитель не прекратила своего существования, сохранила подаренные князьями земли и даже приумножила их за счет покровительства православных литовских правителей Сиверщины. В первой половине XVII в. регион захватили поляки и попытались в Спасском монастыре устроить центр окатоличивания населения, но освободительное движение Богдана Хмельницкого в 1648 г. предопределило конец планам Польского Королевства. При поддержке местного населения казачество освободило регион от чужеземцев. Настоящий расцвет монастырской жизни начинается во второй половине XVII в., когда в 1657 г. на пастырское служение в Чернигово-Северские земли приходит архиепископ Лазарь (Баранович). Новгород-Северский монастырь становится кафедральным, и до последних своих дней преосвященный Лазарь вспоминает его как свою наилучшую и милую сердцу резиденцию. За годы его управления здесь открылась первая на Левобережной Украине типография, начала действовать славяно-греко-латинская школа, ставшая основой знаменитого Черниговского коллегиума. В 70-е годы казацкая община требует переезда Лазаря Барановича в Чернигов, а Новгород-Северский монастырь остается на попечении архимандрита Михаила (Лежайского) – авторитетного религиозного и культурного деятеля, одного из четырех кандидатов на Киевскую митрополию в конце XVII в. Это он заканчивает масштабное строительство, развернутое Лазарем Барановичем в монастыре – каменные стены и башни, трапезную Петропавловскую церковь, корпус келий и пр. Следующим игуменом обители (1699-1702 г.) становится святитель Димитрий Туптало, прославленный Господом проповедник и духовный писатель, который закончил здесь написание третьего тома «Житий святых» и начал работу над «Мартирологом». Отсюда великий святой был призван для архиерейского служения на Ростовскую кафедру. Вошли в историю и два монаха монастыря – Макарий и Сильвестр, совершившие в 1704-1705 гг. пешее путешествие в Иерусалим и оставившие исторической науке интереснейшие путевые заметки. С 1785 г. монастырь становится кафедрой отдельной Новгород-Северской и Глуховской епархии, созданной по указу Екатерины II. Обитель занимает ведущее место в исторически сформированном Северском регионе. В этот период в монастыре возводятся Ильинский храм и величественный Спасо-Преображенский кафедральный собор на месте утраченной Преображенской церкви XI в. Собор построен по проекту известного архитектора Джакомо Кваренги (ему также принадлежит проектирование Академии наук, Эрмитажного театра, Смольного института в Санкт-Петербурге, Триумфальной арки в Новгороде-Северском) и освящен в 1795 г. В связи с открытием епархии начала действовать и Новгород-Северская духовная семинария. К сожалению, обозначившийся расцвет в жизни монастыря прекратился со смертью Екатерины II. Указом Павла I были упразднены большинство административных реформ и преобразований покойной императрицы, в числе которых и новообразованная Новгород-Северская епархия. На протяжении XIX в. в монастыре действовало духовное училище, открытое на основе расформированной семинарии. В 90-х годах XIX в. здесь было создано братство святого Димитрия Ростовского, главной задачей которого стала просветительская деятельность: внебогослужебные проповеди, лекции, беседы, распространение духовной литературы. Одновременно начинает действовать благотворительная братская школа для сирот. На протяжении многих веков своего существования монастырь играл видную роль в духовной и административной жизни Северщины и прилегающих регионов. Если взять летописный период истории обители XVI – XIX веков, то нельзя не заметить постоянного к ней внимания, отразившегося в текстах многих жалованных грамот, как московских монархов (Василия III, Ивана Грозного, Алексея Михайловича и др.), так и почти каждого из гетманов Левобережной Украины. Один из них – Демьян Многогрешный – булаву на гетманство получил именно в этом монастыре. С историей Спасо-Преображенского монастыря связаны имена многих значительных личностей. Интересен факт, что в конце XVI века здесь нашел свое последнее прибежище перед отъездом в Литву Лжедмитрий I, самозванец Григорий Отрепьев, выдававший себя за сына Ивана Грозного. Покидая монастырь, он даже оставил архимандриту Захарию записку: «Я царевич Димитрий, сын Иоанна, и не забуду твоей ласки, когда сойду на престол отца моего…». Статистический отчет начала XX в. отмечал, что во главе обители по-прежнему находится архимандрит, монахов насчитывается 13, послушников 25. Революционные события 1917 г. варварски перечеркнули многовековые традиции монастыря. Литература советского периода, указывая дату закрытия монастыря, называет 1918 г., но фактически еще до середины 1923 г. теплилась лампада братской жизни. После ликвидации местные власти долго не могли решить, кому передать разгромленный монастырь. Деятельность новых «хозяев», а точнее их бесхозяйственность вела к быстрому разрушению некогда величественного ансамбля архитектурных памятников, уничтожению монастырского кладбища, на котором покоились многие политические и культурные деятели нашего Отечества, начиная от Новгород-Северского князя Олега Святославича (ум. в 1179 г.). Разрушение святыни происходило на глазах всего города, и местная интеллигенция, заручившись поддержкой губернского музея в 1929 г., с целью сохранения уникального архитектурного комплекса, добилась образования на территории монастыря одного из первых в Украине государственного историко-архитектурного заповедника. События Великой отечественной войны отразились на истории монастыря особыми бедствиями. В первые же дни оккупации фашисты устроили на святом месте концлагерь для советских военнопленных. В 1943 г., когда к Новгород-Северскому приблизилась освободительная волна, вражеские силы превратили монастырскую гору в один из основных форпостов обороны. В разные эпохи крепостные стены монастыря видели войска и литовцев, и поляков, и шведов, но наибольшую беду монастырю принесли немецкие войска. Во время штурма города в ходе боевых действий пострадали практически все сооружения обители. После войны территориальными собственниками монастыря стали специнтернат и различные организации хозяйственного характера, а с 1985 г. филиал Черниговского архитектурного заповедника. В 1990 г. здесь был создан и расположен музей книги «Слово о полку Игореве», экспозиционно посвященный всемирно известному памятнику древне-русской литературы и описанным в нем событиям. На протяжении 50 – 90-х годов неоднократно предпринимались попытки реставрировать комплекс, но ни разу дело не было доведено до конца. В 1997 и 1998 годах благодаря поддержке Президента Украины Л.Д. Кучмы были отреставрированы стены и башни монастыря, возрожден прежний внешний облик Спасо-Преображенского собора, проведено благоустройство территории. 1999г. стал судьбоносным в жизни обители. После длительного перерыва в ее древних стенах вновь зазвучала живая молитва за Северский край, Украину и весь Православный мир. Старинный мужской монастырь был передан Церкви. Его настоятелем, по утверждению Священного Синода Украинской Православной Церкви, был назначен игумен Гавриил (Рыбальченко). Летом 2003г. в канун празднования 970-летия монашеской обители и 330-летия первой на Левобережной Украине Новгород-Северской типографии, под патронатом Леонида Кучмы здесь начато, динамично продолжающееся ныне, полное восстановление всеукраинской и всеправославной святыни.

Источник: www.nsever.org.ua

Оставить комментарий