Странник Гермоген
На Болдиной горе, с правой стороны, как идти к могиле М.Коцюбинского можно увидеть старую могилу, её легко узнать по чёрной железной оградке и выкрашенному в зелёный цвет цементному надгробью. На белом из сваренных труб кресте церковнославянской вязью выведено:
«Схимонах Герман
«Прїидите ко
Мнє вси труждающїися
и обремєнєніи, и АЗЪ __
оупокою Вы». Матфїя МГ»
Дата рождения и смерти отсутствуют. Когда мы поинтересовались у пожилой женщины, что продавала билеты в Антониевы пещеры, кто же такой схимонах Герман, она пожала плечами и неопределённо ответила:
— Да кто его знает. Говорят, жил когда-то при Троицком монастыре такой затворник, был очень набожный. После смерти Германа пронёсся слух, что могила его обладает чудодейственными свойствами. Если помолиться и попросить о чём-то своём сокровенном, желание исполнится. Рассказывают, когда Герман хочет показать кому-то своё расположение, от могилы идёт благоухание. Я в это не верю. Хотя могилу посещают довольно часто. Верят, ну, и пусть себе верят. Нам это не мешает.
Более подробно о человеке, погребённом над Антониевыми пещерами, рассказала нам старая монашка. Поправив тёмный платок на голове, тихим голосом она поведала:
— Сейчас эту могилку оградили, и табличка с надписью на кресте появилась. Но только никакой он не схимонах, уединённую монастырскую жизнь в постоянных постах и молитвах не вёл. Звали его Гермоген, и жил ещё до революции, был странствующим человеком. Переходил из города в город и просил милостыню. Был немного не в себе, плотью немощен, но душой бодр, нрава несребролюбивого, сердцем чист и простой как голубь. Умел жить в скудости, терпеть голод и недостаток. Сказано — Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. На Руси таких испокон веку называли юродивыми, их не сеяли, не жали – сами рождались. Странника не обижали. Тогда люди хорошо помнили Божью заповедь: “Люби ближнего твоего как самого себя”. Кто роет яму другому, сам в эту яму упадёт. Зло всегда вернётся к тому, кто его замыслил.
— В нашем городе Гермоген останавливался в приюте для обездоленных. Здесь его и приметила княжна, некрасивая девица лет тридцати. Происходила она из старинного знатного рода, жила в достатке. Но личная жизнь у неё не ладилась, замуж не вышла. Вот и решила посвятить свою жизнь служению Богу. Все дни проводила в приюте в повседневных хлопотах о сирых и убогих. Она накормит и напоит Гермогена, а потом долго с ним о чём-то беседует, о чём уж, один Бог знает. Беседы с ним действовали на княжну, как молитва к Господу. Проговорит с ней Гермоген заполночь, поврачует её душу, а утром с первыми петухами забросит котомку за плечо и, не попрощавшись, побредёт дальше. И ни слуху о нём, ни духу.
— А как-то княжне сообщили, что в городе на улице подобрали какого-то беднягу в бессознательном состоянии. Он бредил и в бреду назвал её имя. Княжну спросили, не могла бы она его опознать. Княжна согласилась, и в мёртвом уже человеке узнала странника Гермогена. Не успел он дойти до приюта. Внезапная смерть свалила его на мостовую. Что наша жизнь? Семьдесят, от силы – восемьдесят лет. И все проходят в трудах и болезнях. Гермоген и до этих лет не дожил.
Недаром православные говорят – смерть не за горами, а за плечами. Княжна озаботилась об усопшем и похоронила за свои деньги на Болдиной горе. Над святыми Антониевыми пещерами упокоилось бренное тело его. Потом часто приходила на могилу, молилась, поминала его светлую душу. Когда пришла революция, княжна покинула город. Говорили, уехала за границу. А могила со временем пришла в запустение, крест стоял безымянный. Только предание сохранило память о страннике Гермогене. Слава Богу, что о ней вспомнили и привели в надлежащий вид. Только вот никто не знает, когда он родился, да и дата смерти стёрлась в памяти людей. Имя и жизнь его тоже позабылись, и стал он схимонахом Германом.
Мы стояли у могилы странника Гермогена и с неослабевающим интересом слушали старую инокиню. В это время в оградку могилы вошла молодая монашка, зажгла свечу и поставила возле маленькой ниши, сделанной в небольшом квадратном возвышении у подножия креста. И стала о чём-то тихо и истово молиться.
Истинно, каждый в этом мире получит по мере своих деяний, ибо, как человек понимает жизнь, так будет отпущено и ему.
Автор: Виталий Топчий
Данная публикация украдена с черниговских сайтов.
Вопрос админу: Вот не пойму, что за смысл красти публикацию, указать ее автора, но не ставить ссылку на источник публикации???
ссылки нет, т.к. нет источника публикации. Эта статья, как и последующие, были предоставлены для размещения на сайте непосредственно их автором. В тех случая, когда исполюзуются материалы с других источников — ссылка размещается всегда!