ИСТОРИЧЕСКИЕ КЛЕЙНОДЫ ЧЕРНИГОВА И ЧЕРНИГОВЩИНЫ

Чернигов — это один из древнейших городов Украины (первое летописное упоминание в 907 г.), в 1623 г. получил статус магдебургского города, то есть право на городское самоуправление. Внешними атрибутами этого права были печать, герб и флаг.

В исторической науке не сложилось единого мнения относительно символики Чернигова и Чернигово-Сиверской земли. В. Румянцева считает, что эмблемой Черниговского княжества издавна был двуглавый орел. Однако Б. Рыбаков, исследовав былины черниговского цикла, доказывал, что первоначально это был вещий ворон, или как вариант — фантастическое существо Семаргл. В пользу этих гипотез, как и других похожих, можно найти достаточно аргументов, тем более что эмблематика менялась на протяжении столетий. Возможно ворон более ранняя эмблема, которая трансформировалась в орла под влиянием тесных связей Черниговского княжества с Византией через Тмутаракань в XI в. Уместно заметить, что великий князь черниговский Мстислав Владимирович пользовался родовым знаком, который имел вид трезубца. Сам он начал строительство одного из древнейших каменных храмов на территории Восточной Европы — Черниговского Спасо-Преображенского собора, где и был похоронен в 1036 г. Именно он после знаменитой битвы под Лиственом (вблизи Чернигова) 1024 г., где разгромил войско великого князя киевского Ярослава Мудрого, основал Великое княжество Черниговское.

Еще одно отступление относительно герба Черниговской земли — черного орла, а именно его цвета. Можно предположить, что он неслучаен. Историк А. Толочко пишет: «Различные стороны границы маркируются разными красками. Своя сторона — светлой, чужая — темной. Противостояние «светлой», «красной» Руси темному, неизвестному полю — одно из главных колористических доминант древнерусской литературы. Цветовой код, впрочем, не единственный. Он имеет свое непосредственное продолжение в знаках сторон света, где своем соответствует юг (свет), чужому — север (тьма). На рассвете древнерусской государственности именно таким образом поляны осознавали своих северных соседей северян, связывая с ними черную краску, а заодно и понятие географической севера, холода. Можно утверждать, что представления о максимальной этнической отчужденности обязательно ассоциируется с черным севером «

В таком случае становится понятной позиция геральдистов Речи Посполитой, которые в XVII в. утверждали, что двуглавый черный орел — древняя эмблема Черниговской земли, на основании чего польский сейм в 1633 г. утвердил герб Черниговского воеводства. Им стал черный двуглавый орел с распущенными крыльями под королевской короной и вензелем королевича Владислава на груди (интересно, что в 30-е годы XVII века был еще один герб, связанный с Черниговщиной. Это Погоня или всадник в доспехах. Он был помещен на печати черниговского земства).

К сожалению, нам не известна аргументация геральдистов касательно давности орла, как эмблемы Черниговщины. Да и вообще, были ли она? Не надо забывать, что Черниговские земли были спорной территорией между Речью Посполитой и Московским государством, а отсюда — всевозможные попытки обоих государств тем или иным способом привязать их к себе. Возможно, черный двуглавый орел планировался как противовес Московскому. Вот смотрите, в составе Речи Посполитой есть земли, которые имеют в гербе орла еще с домонгольских времен в отличие от более позднего, заимствованного из Византии, московского. Кроме того, черный орел перекликался с польским белым. Таким образом доказывали, что черниговские земли в составе Речи Посполитой является неотъемлемой ее частью, а Москва не имеет на них никаких прав.

По другому к этому вопросу подходила противоположная сторона. Известно, что в XVII в.герба в общепринятом понимании в Московском государстве не существовало, а те изображения, что мы видим на царской печати, можно рассматривать, как эмблемы (и не больше), которые подчеркивали мысль, что Москва — это собиратель русских земель. Интересно отметить, что на печати Ивана IV эмблема черниговской земле — меч восточного типа или сабля, на блюде Алексея Михайловича — это белый олень на зеленом фоне. Как видим, в русской традиции эмблема черниговских земель была неустойчивой, что объясняется слабостью российской геральдики, что как наука начала развиваться лишь в XVIII веке, а в XVII в. московским чиновникам приходилось или создавать искусственные эмблемы, или пользоваться разработками более опытных западных геральдистов, внося свои модификации. Поэтому черниговский орел в 1672 г. становится одноглавым. И в лапах у него появляется крест, служащий напоминанием, что черниговские земли рядом с Киевом были колыбелью христианства на Руси. Голову же орел «потерял», так как общегосударственной эмблемой Московского государства был двуглавый византийский орел, и с точки зрения московских чиновников было недопустимо, чтобы подобная эмблема была у Чернигова, города хоть и древнего, но провинциального, который находился определенное время в составе Речи Посполитой. Таким образом, черный орел утвердился как герб Чернигово-Сиверской земли.

В то время как городской герб Чернигова мы можем рассматривать только изображение св. Владислава. В 1623 г. Сигизмунд III своей привилегией предоставил городу магдебургское право, где среди прочего утверждался городской герб: «… в герб городской назначаєм: святой Владислав в збруи с красною хорогвою»..Почему именно этот святой попал на герб? Администратором Чернигово-Северской земли в то время был королевич Владислав, в будущем король Владислав IV, а святой Владислав был его покровителем. Здесь надо вспомнить традиции Киевской Руси, ее князей, которые, помещали на печатях изображения своих святых покровителей. Почему святой был в военном снаряжении? Чернигов — это приграничный город, кстати, как и сейчас. Опять же аналогии: изображение вооруженного воина видим на княжеских печатях Киевской Руси. Геральдисты Речи Посполитой хорошо знали свое дело и подводили под свои разработки солидную базу. Изображение св. Владислава существовало на городской печати Чернигова с 1623 до 1782р, т.е. 159 лет (в XVII-XVIII века понятие «городской герб» и «городская печать» были тождественны.

В указе Сената 1730 г., на который ссылаются некоторые исследователи, речь идет об утверждении военной эмблемы и подтверждение старого земельного герба Черниговщины, а не города Чернигова. Об этом убедительно свидетельствуют данные сфрагистики. На печати Черниговского полка изображен черный одноглавый орел с крестом, а на городской — св. Владислав (не следует забывать о сложных взаимоотношениях между казацким и городским самоуправлением на Гетманщине.

Сегодня известен 61 оттиск печати г.Чернигова, их описания, фотографий с хронологическими рамками 1658-1782 гг. На всех — изображен св. Владислав. 52 оттиска (1769-1781 гг.) описала Н. Грабовая. Она трактует св.Владислава как вооруженного казака. Подобную трактовку имеем и в описания печати 1692 г., помещенном в «Черниговских губернских ведомостях» 1857 г., ч. неоф. к № 18.

Фигура св. Владислава просуществовала на городской печати до 1782 г., когда указом Екатерины II был утвержден городской герб — черный орел под короной с крестом в лапе. Почему 159 лет св.Владислав всех устраивал, а в 1782-м уже нет? Вероятно, русская императрица, один из инициаторов разделов Речи Посполитой, использовала все возможности, чтобы уничтожить любую память о том, что русские земли входили в состав этого государства. Кроме того, не надо забывать, что этот герб напоминал об особом статусе города, его магдебургском праве, что в самодержавной крепостнической России вызвало неприятие.

Линия на нивелирование самобытности покоренных народов проводили и другие императоры. Вспомним указ Павла I, который требовал заменить изображение на городских и других печатях Украины на государственный герб Российской империи.
Однако, черный орел оставался гербом Чернигова и Черниговской губернии до Октябрьской революции. После нее, с 1917 по 1969 г., Чернигов не имел не то, что герба, но и вообще какой эмблемы.

15 марта 1969 первая сессия 12 созыва Черниговского горсовета утвердила новый «герб» — «основу герба составляет серебряный щит славянской формы, символизирующий давность города и его важное оборонное значение в прошлом, вверху щита — старославянским шрифтом надпись -«Чернигов », внизу — серп и молот, символизирующие мирный труд и нерушимость союза рабочего класса и крестьянства. Центральная красно-лазоревая плоскость щита, воспроизводящая цвета флага УССР, разделена золотым колосом пшеницы, который подчеркивает, что Чернигов — центр области с развитым сельским хозяйством. На лазурном фоне изображен силуэт древней пушки, он напоминает, что Чернигов в прошлом был крепостью на юго-западных рубежах России: на красном — серебряное изображение реторты и шпули, которое символизирует промышленное развитие современного города. Пересекая лазоревый и красный фон плоскости, вьются волны Десны, на берегу которой раскинулся город ».

Как видим, в этой эмблеме множество нарушений геральдических принципов, поэтому, естественно, с созданием суверенной Украины среди прочего встал и вопрос о восстановлении старого исторического герба Чернигова. Была создана комиссия для изучения этого вопроса. Объявлен конкурс на лучшее графическое решение герба. Были выступления по городскому телевидению, публикации в прессе. Но сразу бросается в глаза, что полностью было проигнорировано первый исторический герб Чернигова — св.Владислав. На рассмотрение сессии горсовета выносился герб с орлом, но она несколько раз отклоняла этот проект, мол, что это идет от России, царизма и т.д.
Депутатам не хватило знания истории родного города. Наконец, они приняли решение отдать этот вопрос на рассмотрение исполкома, и тот своим решением № 332 от 1 декабря 1992 постановил: «утвердить герб города по описанию и рисунку, которые прилагаются», то есть орла с крестом. Автор модификации и описания этого герба — токарь Черниговского Радиоприборный завода В. М. Сергеев.

Вот что он пишет: «Исторический герб Чернигова представляєт собой серебряный гербовий щит, на фоне которого изображен черный одноглавый орел со специфически взведенными распущенними крыльями. Гордо витянутая шея, високо поднятая голова й раскритый клюв с выбросом языка символизируют всепобеждающее й жизнеутверждающее начало, силу, ликование. Широко расставленные лапы, традиционные для изображения черниговского орла, дополняют общее впечатление силы и отваги. В левой лапе орла находится золотой крест, символизирующий духовное начало, значимость и влияние христианства в многовековой жизни города, одного из наиболее значительных духовных центров нашего отечества, давшего неиссякаемую плеяду подвижников православия. Голову орла венчает золотая пятиконечная башенная (городская) корона – символ принадлежности данного герба городу»

Соотношение сторон 1:1,2.Язык и глаза орла красного цвета, клюв и лапы — золотые. Обоснование орла В. Сергеев дает по В. Румянцевой, но в очень категоричной форме. Дискуссионные доводы он подает, как общепринятые и безусловные, при этом полностью игнорирует св.Владислава, который был гербом города 159 лет. Кроме того, орел теряет великокняжескую корону, что в дореволюционном изображении подчеркивала особый статус Чернигова. Не следует забывать, что здесь княжили Владимир Мономах, Святослав Ярославич и другие князья, затем занимали великокняжеский стол в Киеве.

Не менее интересная история городского флага Чернигова. В Украине первое упоминание о городских флагах находим в привилегии Сигизмунда I Старого львовским мещанам на городской герб от 27.01.1526 г. Затем флаги, на которых изображались гербы, упоминаются в привилегиях Корсуню (1585 г.), Переяславу (1620 г.), Богуславу (1620 г.), Остру (1662 г.).

Некоторые городские флаги дожили до нашего времени. В военном музее Стокгольма хранятся флаги Киева и Львова. В Швецию они попали как военные трофеи.

Описание черниговского флага было сделано 1786 Афанасием Шафонским: „Магистрат Черниговский имеет, по старому обікновению, особливое магистратовое знамье, которое в торжественных выходах обще с цеховыми употребляется, треугольное, и состоит из голубого штофу. На одной стороне написан образ Преображения Господня; по сторонам сего образа на правой – пророк Мойсей, а на левой пророк Илия, в подножии онаго Святый апостол Иоанн, апостол Петр и апостол Ияков; на другой стороне прежний магистратский герб. Кайма онаго знамя желтого штофу, по краям которой, воместо позументу, золотыя и сребная сусальныя полосы и шелковым шнурком обшиты. На верху древка деревянная позолоченная булава и над оною такой же крест». Всего же А.Шафонский описал 34 флага — два городских (Чернигов, Прилуки), 32 цеховых (Зеньков, Прилуки, Нежин, Борзна, Березне, Чернигов).

Труд А. Шафонского позволяет проследить основные, характерные черты городских и тесно с ними связанных цеховых знамен Гетманщины.

Цвет полотнища:
— Красный (16 флагов);
— Зеленый (8 флагов);
— Голубой (6 флагов);
— Желтый (4 флагов).

Форма полотнища:
— треугольник — пять флагов;
— «двоерожных» — два;
— Остальные не указаны, но предполагаем, что они были прямоугольные.

Сюжеты:
— Богородица — 8 экз.
— Гербовые эмблемы – 7
— Покрова – 6
— Богоявление – 5
— Арх. Михаил – 5
— Вм.Георгий – 5
— Св. Лука – 3
— Крест – 3
— Цеховые атрибуты — 8
— Кузьма и Демьян – 3
— Воскресение – 2
— Вензель – 2
— Иоанн Предтеча – 2
— Благовещение – 2
— Николай Чудотворец – 2
— Илья Пророк – 2
— Георгий Победоносец — 2
— Дух святой – 1
— Преображение – 1
— Вм.Стратилат – 1
— Троица – 1
— Иисус Христос – 1
— Вознесение – 1
— Мироносицы – 1
— Арх.Гавриил – 1
— Св.Димитрий – 1
— Ап.Петро и Павел – 1
— Св. Борис и Глеб – 1
— Положение риз Богородицы – 1

Как видим, превалирует христианская эмблематика.

Оконечник древка флага:
— Булава с крестом – 2
— Булава с копьем – 1
— Крест – 1
— Копье – 6
— Копье с топором (алебарда) – 6

Таким образом, наиболее популярной и традиционной формой оконечника древка флага было копье.

Обратим внимание на то, что по краю полотнища обшивали каймой, а указанные сюжеты рисовали красками. Технику вышивания, в отличие от церковных вещей, не использовали.

Следует отметить, что изображение вооруженного воина на черниговском флаге надо, по нашему мнению, трактовать шире, чем только как св.Владислава.
Перед нами обобщенный образ защитника родной земли. Истоки этого изображения достигают времен Киевской Руси. Нечто подобное мы видим на княжеских печатях. Можно рассматривать этот рисунок, как олицетворение легендарного основателя Чернигова князя Черного. Следует принимать во внимание и следующий факт. В 1625 г. был создан казачий отряд для охраны Чернигова (кстати, это первое документальное упоминание о черниговских казаках, кроме известий о легендарно Сновской Сечи). Итак, трактовка св.Владислава как казака тоже имеет историческую основу.

Относительно сюжета «Преображение Господне», то оно тоже не случайно. Ведь в Чернигове находится старейший каменный храм восточного славянства — Спасо-Преображенский собор XI в. и для черниговчан он всегда был главным центром веры и духовности.

Игорь Сытый
кандидат исторических наук,
член Совета Украинского геральдического общества,
старший научный сотрудник Черниговского исторического музея им.В. В. Тарновского

Оставить комментарий