Лесковица — не околица, а исторический центр древнего Чернигова

Кажется, что в этом чудесном уголке Чернигова история замедляет свой ход, напоминая нам о вечности. Для этого нужно остановиться, прислушаться к вековому шепоту дубов на Болдиной горе, возвести взор к колокольне Троицкого монастыря, прикоснуться к холодной стене Ильинской церкви и ощутить благоговение от самой мысли, что много столетий назад этим пейзажем любовались святой Антоний Печорский и Никола Святоша. Границы времени здесь зыбки и расплывчаты, как и сама реальность времени, утекающая вдаль вместе с волнами старой Десны. Вот такая она, Лесковица — не околица, а исторический центр Чернигова.

музей Лесковиці

«Князь Болдиногорский», или Нет ничего невозможного
Анатолий Иванович Вареник может рассказать о Лесковице, как никто другой. Здесь прошли его детство, юность, незабываемая школьная пора, трудовые будни и годы заслуженного отдыха в живописном домике у подно¬жия Бопдиной горы, которые, благодаря его энтузиазму, назвать спокойными никак нельзя.

Несколько лет назад вместе с группой единомышлен¬ников Анатолий Иванович всерьез увлекся воплощением в жизнь идеи известного в областном центре краеведа Герарда Алексеевича Кузнецова о создании музея Лесковицы.

— В кабинете директора школы Тамары Леонтьевны Вагиной собрались известные в Чернигове краеведы -директор Черниговского исторического музея Сергей Ла-евский, заведующий отделом пещер заповедника «Чернигов древний» Владимир Руденок, организатор музея в школе № 29 Михаил Балан, и конечно же, Герард Кузнецов, — говорит Анатолий Иванович. — Речь шла о создании краеведческого музея древнейшего района Чернигова — Лесковицы.

Насколько это было сложно, до конца стало понятно только спустя время. Как и то, что этот краеведческий музей открывал огромные перспективы для исследовательской работы учеников школы № 4 и других учебных заведений Чернигова.
Но первое, с чем столкнулись исследователи-энтузиасты, — это равнодушие и даже скепсис некоторых жителей самой Лесковицы. Хотя тех, кто поддерживал, было все-таки больше. Сотрудница исторического музея Валентина Луцкая, составившая тематическую структуру музея, посоветовала «разбавить» многочисленные фотографии различными предметами быта и старины,

Появились среди экспонатов керогаз (Герард Алексеевич тогда бросил по соседям клич: «Найти!»], Юрий Ненарокомов принес патефон, еще кто-то — образцы старинной плитки, фотоаппарат, каску времен Великой Отечественной войны и пр. Общая цель объединила многих, и если генератором идеи был Герард Кузнецов, то человеком, воплотившим эту идею в жизнь, стал Анатолий Вареник. Недаром Герард Алексеевич обращается теперь к своему приятелю полушутя-полусерьезно: «Князь Болдиногорский».
Всех, кто помогал при создании музея, было очень много, но наибольшую лепту внесли дирекция рекламного агентства «Gold Future» и общественная организация «За Чернигов!».
— Было тяжело, иногда даже руки опускались, но были такие моменты, когда душа взлетала, и хотелось сделать еще больше, — вспоминает Анатолий Вареник.

О том, какое впечатление произвел музей на черниговчан и гостей города (а посетители были не только со всей Украины, но из Санкт-Петербурга, Москвы) красноречиво свидетельствует Книга отзывов. Теплые слова благодарности, воодушевленные откровения, и тихая грусть об ушедшей юности, вернуться в которую стало возможным благодаря энтузиазму патриотов Лесковицы.

музей Лесковиці

Тайны Черниговского Подола
Черниговские краеведы не пришли к единому мнению о «границах» Лесковицы. На карте города — это местность в пойме Десны, объединяющая улицы: Лесковицкая, Антонова-Овсиенко (раньше — Пивденная), Варзара (Луговая], Толстого, Глеба Успенского, проулки Гаевые. Интересно, что в «Заметках старожила», автор которых описывает Чернигов начала XIX века, упоминается, что пригород начинался возле Екатерининской церкви и Московской слободы (сейчас — Кавказ) и простирался вдоль Болдиных гор до Ильинской церкви. Заселена эта местность была торговцами, рыбаками, пекарями, обслугой Елецкого монастыря. До первой половины XX столетия на запад от Лесковицы как отдельные районы топографически выделяли урочища Пастовник, Городок, Малеев Яр, которые сейчас считаются Лесковицей. Кроме того, территория этого микрорайона включает бывшую Волчью Слободку, Болдины горы, Холодные Яры, и даже часть застроенного в последнее время урочища Святое и озера Млиновище. Здесь же описывается давняя легенда о Николе Святоше — сыне Черниговского князя Давида Свя¬тославовича, который до своего пострига в монахи владел этой местностью, а впоследствии передал ее в дар Киево-Печерской Лавре.

По результатам проведенных в разное время археологических исследований, известно, что Лесковица была заселена в древнерусские времена, считалась Черниговским Подолом, который начинался у подножия укреплений Дитинца и простирался до основанной Святым Антонием Печерским Богородичьей Лавры, которая известна с XVII столетия, как Троицко-Ильинский монастырь. В то время Лесковица была одним из главных торгово-производственных районов города. Здесь были обнаружены все три из известных в Чернигове кирпичных заводов.

Характеризуется черниговская околица и в книге Николая Маркова «О достопамятностях Чернигова», материалы для которой автор, собирал в конце XVIII — начале XIX вв. Он утверждает, что Лесковица получила свое название благодаря густым лесам, которые росли здесь в былые времена. Но некоторые нынешние краеведы ставят под сомнение эту версию. Тот же Анатолий Вареник вспоминает, что когда-то Болдина гора была густо укры¬та порослью лесного ореха — лещиной, что и дало название Лесковице.
В XIX веке Лесковица превратилась в своеобразный спальный район, который застраивался одноэтажными до¬мами. Уже тогда «микрорайон» считался «легкими» города — такого количества садов не было нигде в Чернигове.

Свой неповторимый облик околице удалось сохранить до сих пор. Хотя в конце 80-х годов прошлого века велась настоящая борьба против плана «современной» застройки Лесковицы. В то время мощно развивались промышленные предприятия Чернигова — комбинат хи¬мического волокна и камвольно-суконный комбинат, которым требовались новые рабочие руки, а это подраз¬умевало — новые жилые микрорайоны с разветвленной инфраструктурой.

Трудно сказать, в чью «светлую» голову пришла мысль застроить Лесковицу, И речь шла не только о том, что будет нанесен серьезный урон историческому облику Чернигова.
По словам местных жителей, вряд ли бы устояло жилье, возведенное на песчаных намывах возле нефтебазы.
Краеведы, активисты и видные общественные деятели Чернигова вызвали волну возмущений, которая докатилась до Москвы. О проблеме небольшого украинского го¬родка писали газета «Правда» и журнал «Огонек», а потом в Чернигов приехала комиссия специалистов. Архитекто¬ры изучали панораму города со стороны Вала, с Болдиной горы, с железнодорожного моста и ужаснулись, что такая природная красота и гармония едва не была утрачена из-за недалекости местных чиновников.

«История жизни каждого -история жизни государства», —
это высказывание очень точно говорит о роли человека в истории его страны, города, и даже… улицы. Живописная и вдохновляющая на творческие и гражданские подвиги Лесковица была колыбелью таких известных в истории Украины личностей, как Лазарь Баранович, который был Черниговским епископом и стал основателем первой в городе типографии, Степан Подобайло — гетман Левобе¬режной Украины. Здесь берет начало род Цветов, потомок которых — Владимир — известный в СССР рационализатор, работал слесарем на музыкальной фабрике, лауреат Государственной премии СССР, награжден орденом Ленина, Трудового Красного Знамени. Не менее знаменита семья Вербицких. Черниговской Жанной д’Арк называли командира бронепоезда ‘Власть — Советам!» Людмилу Мокиевскую-Зубок, которая также жила на околице Черни¬гова — Лесковице, в проулке Гаевом. «Полярным соколом» — Героя Советского Союза Петра Леонтьевича Коломийца, который воевал против фашистов в Заполярье.
…Игорь Юрков, Марк Вороной, Леонид Глебов, Афа¬насий Маркович, Михаил Коцюбинский любили гулять на Болдиных горах.

А сколько простых людей — чистых и благородных сердцем, могли остаться на обочине истории? Алексей Иванович Чевплянский, спасший деревянное здание школы №4 от зажигательной бомбы во время Великой Отечественной войны, Феодосии Григорьевич Журавель — участник Черниговского подполья, награжденный медалью «За отвагу», благодаря ему уцелело другое здание школы — двухэтажное, в котором и находится сейчас музей Лесковицы. Трудно представить, что во время оккупации здесь располагался филиал немецкой разведшколы. Отступая, фашисты хотели взорвать помещение, чтобы уничтожить секретные документы и списки завербованных. Не вышло!
Или Ирочка Липницкая — первая красавица Лесковицы, которая влюбила в себя солдата вермахта Августа Гойварца. Потом они вместе бежали к партизанам, угнав у фашистов грузовик с боеприпасами, воевали в отряде особого назначения под командованием Кима…
Сколько их было — больших и маленьких шестеренок истории? Людей, память которых хранит школьный музей на окраине древнего Чернигова.

Наталия БУШАЙ, фото Виктора КОШМАЛА
«Черниговская неделя»

Оставить комментарий