Дюжина кладов древнего Чернигова

Золотые подвески носила не только королева Франции

Как сказал Остап Вишня, если Киев — это мать городов русских, то Чернигов — их дядька. А я добавлю: не только вообще каких-то городов, но и столицы тоже.

Эк куда автор загнул! — возмутится читатель и будет не прав. Потому как вполне возможно, что живет он в Киеве на левом берегу Днепра. А вся эта территория: и нынешняя Дарница, и Русановка, и Позняки, и Троещина, да и весь Харьковский массив до 1923 года относились к Черниговской губернии.

— Да вовсе я и не на левом берегу живу, а в Святошине! — скажет читатель.

Прекрасно! Святошин — это как раз владения черниговского князя Миколы Святоши, отказавшегося от престола и посвятившего себя служению Богу и медицине (впоследствии он был возведен церковью в ранг святого). В Киево-Печерский монастырь Святоша привез с собой большую библиотеку. Это был царский подарок, поскольку в то время за одну книгу можно было купить несколько сел.

Впрочем, влияние Чернигова обнаруживается не только в жилых районах столицы. Например, Кирилловская церковь, расписанная гениальным Врубелем, была усыпальницей черниговских князей. А Успенский собор Киево-Печерской лавры, который сейчас активно восстанавливается, основал черниговский князь Святослав.

С музеями та же история. Основа экспозиции музея Тараса Шевченко привезена из Чернигова. А была собрана она Василием Тарновским (младшим), владельцем усадьбы Качановка, где в ХIХ веке гостили, отдыхали, творили великие Николай Гоголь, Михаил Глинка, Илья Репин, Николай Ге, Марко Вовчок и Тарас Шевченко. Правда, завещал меценат свою уникальную коллекцию Черниговскому губернскому земству. Ну да, видно, столице она нужнее.

Когда я в свое время поступала в Ленинградский университет, коллеги-абитуриенты не то завистливо, не то участливо комментировали:

— Из Чернигова? Ну тебя на истории будут спрашивать!

— Разумеется, — невозмутимо отвечала им. — Знаете, какая территория была у Черниговского княжества в период его расцвета? На севере оно захватывало Рязань и Владимир, на западе — часть современной Белоруссии, на востоке — Курск и Брянск, а на юге — всю Тьмутаракань до Черного и Азовского морей!

— Неужели и Тьмутаракань? — удивлялись собеседники.

— А как же! Былины про Илью Муромца помните? Где он сражался с соловьем-разбойником? Опять же, под Черниговом!

Здесь прошло детство будущего героя знаменитого «Слова» князя Игоря. Здесь его впервые посадили на коня, учили грамоте и военным премудростям. Но в 1164 году неожиданно умер его отец, Святослав Ольгович, и детство закончилось. Было тогда Игорю 13 лет.

Его мать, пытаясь оставить Чернигов за старшим сыном Олегом, решила утаить смерть мужа от законного претендента на престол северского князя Святослава Всеволодовича. Как считает краевед Александр Добрица, события развивались следующим образом. Вдова собрала в Спасском соборе бояр и в присутствии епископа Антония призвала их ждать возвращения Олега, не посылая гонцов с вестью о кончине князя. Все присутствующие целовали икону, клялись в верности, а епископ провозгласил: «Не будьте предателями, как Иуда». Да сам же и предал, написав грамоту Святославу: «Дядя тебе умер, а за Олегом послали. Но войска по городам, а княгиня сидит беззащитная с детьми, и добра у нее не счесть». Иными словами, приходи, забирай добро и садись на престол. Что и произошло. Так юный Игорь оказался в Новгороде-Северском.

И еще несколько слов о его отце. Именно Святослав Ольгович был тем историческим лицом, которому суздальский князь Юрий Долгорукий в 1147 году послал приглашение: «Приди, друже, в Москов». Визит состоялся, Долгорукий дал в честь гостя «обед силен», как отметили летописцы, и новый город начал отсчет великого пути, а друг детства теперь уже князя московского вернулся домой на Черниговщину.

…Ну а где былины и легенды, там должны быть и клады. Причем не какая-нибудь мелочь вроде золотых монет царской чеканки в старом валенке, а ХI—ХIII веков. Таких, с отпечатком седой старины и более уникальных, чем драгоценности любой принцессы, в Чернигове было обнаружено дюжину.

В 1848 году возле Елецкого Успенского монастыря, заложенного в ХI веке князем Святославом Ярославичем, монахи расчищали ров на собственном огороде. И вдруг — клад: два золотых браслета, изготовленных из тончайших проволочек, два золотых перстня с драгоценными камнями, украшенных зернью, пять больших серебряных полусферических подвесок с ушками, орнаментированных зернью и сканью, 57 позолоченных бляшек.

Монахи передали находку своему начальству, оно — еще выше… Ввиду научной ценности сокровища поступили сначала в Оружейную палату, а потом были переданы в Московский исторический музей.

Недалеко от этого монастыря находится славянский курган Х века Черная могила, где покоился прах древнерусского князя. Возле него нашли сундучок, кованый железом. Открыли, а там — золотые украшения: пояса, серьги, браслеты, перстни, диадема. Куда могла попасть такая красота? Только в императорский дворец, то есть в Эрмитаж. Однако в начале ХХ века клад исчез.

В прошлом столетии Чернигов активно застраивался. На территории Детинца закладывали фундамент под женский пансион. И опять нашли старинные украшения, на этот раз в основном из серебра: два браслета, перстень, медальон с выгравированным изображением Христа. А еще два золотых колта — это подвески к головному убору. У одного из них была кайма из 20 лучей и два вставленных щитка с перегородчатой эмалью (техника напаивания на золотую, медную или латунную основу тонких перемычек по контурам декоративного изображения, пространство между которыми заполняется разноцветной стеклообразной массой, в данном случае — жемчужной!).

Разумеется, находка попала в очень надежное место — Мюнцкабинет Киевского университета, а после революции передана в Исторический музей УССР. Во время войны колт потерялся…

Два следующих клада были обнаружены на берегу Стрижня. Течет через Чернигов такая речушка, некогда бывшая судоходной. Ее очень необычно описал в своей магическо-реалистической повести «Ирій» наш современник Владимир Дрозд. Так вот, в 1878 году обвалился берег, и явились миру сокровища: 9 серебряных гривен весом по 200 граммов каждая. Уточним, что гривна — это вовсе не монета достоинством в 100 копеек, а древнее украшение в виде обруча, надевавшееся на шею.

Вскоре после этого Стрижень вымыл еще один сундучок с золотыми и серебряными браслетами и другими украшениями. Судьба обеих находок покрыта мраком.

Кто знает, может быть, матери князя Игоря Катерине Петриловне принадлежали золотые и серебряные украшения, найденные в 1883 году на погосте Борисоглебского собора. Похожие сокровища — две золотые подвески, 50 золотых колодочек, часть толстой плетеной цепи из серебра, шиферные пряслица — были найдены четыре года спустя на Александровской площади. Оба клада находятся в Эрмитаже. А фонды Исторического музея в Москве пополнили предметы другой черниговской находки этого же года: в древнерусском захоронении возле Екатерининской церкви обнаружили два серебряных псевдовитых браслета с чернью и гравировкой и два таких же колта.

На этом находки девятнадцатого века закончились. В начале двадцатого было не до изучения старины. Уже при советской власти, в 1923 году, архитектор Макаренко под Спасским собором нашел серебряную гривну киевского типа весом 159,96 г, серебряные подвески, два позолоченных браслета. Клад был отправлен в Академию наук УССР, дальнейшая судьба его не известна.

Во время Второй мировой войны Чернигов был основательно разрушен, жилые кварталы лежали в руинах, древние храмы тоже пострадали. Практически с нуля отстроили центр города, потом взялись за национальные святыни.

Реставрируя Борисоглебский собор, архитектор Холостенко в 1957 году выкопал 17 золотых и два серебряных предмета — витые браслеты, подвески, кольца, перстень-печатку со сценой вознесения Александра Македонского. В том же году на углу Комсомольской улицы и Щорса строители нашли большую позолоченную чашу византийской работы. Полюбоваться ею вы можете в киевском музее исторических драгоценностей. Равно как и перстнем с изображением Александра Македонского.

Много тайн хранит древний черниговский Детинец, не один клад ожидает ученых, которые будут изучать культурные слои на этой территории. Последние раскопки проводились здесь 15 лет назад. Тогда археолог Владимир Коваленко на территории Детинца обнаружил три позолоченные чаши и «ювелирный набор», которого хватило бы нескольким княжеским дочкам и их подругам.

Рассказ о самых интересных черниговских кладах был бы не полным, если не вспомнить о серебряном идоле Х века. Его нашли в 1701 году, когда строили коллегиум. Поскольку гетман Иван Мазепа, которому доложили о находке, был набожным человеком, он приказал «перековать мечи на орала», то есть языческого идола на — царские врата для Борисоглебского собора, где они и находятся по сей день.

Нина СОТНИК www.2000.net.ua

Оставить комментарий