Шедевр пластического искусства эпохи гетмана Ивана Мазепы
В конце ХVII в. на фоне подъема экономического уровня тогдашнего общества, а также его культуры, происходило активное возрождение и развитие городов Левобережной Украины. Среди наиболее выдающихся центров Гетманщины был Чернигов — центр древней Чернигово — Сиверской земли, имевший богатое историческое прошлое и немалые культурные и духовные традиции. Со второй половины XVII в. здесь утвердились богатые и влиятельные роды казацких старшин, такие как Лизогубы, Дунины-Борковские, Полуботки, которые отстроили город, восстановили его старинные храмы. Расцвету Чернигова способствовало и высокообразованное духовенство. Черниговским епископам, возглавлявшим крупнейшую в Гетманщине епархию, импонировало иметь свою резиденцию в городе, который своей древней славой равнялся Киеву, где сохранились известные древнерусские храмы и монастыри.
Самый влиятельный украинский иерарх второй половины XVII в. черниговский архиепископ Лазарь Баранович (1616-1693 гг.) переводит из Новгорода-Сиверского в Чернигов свою кафедру, типографию и основывает школу, чем превратил Чернигов в ведущий культурный центр всего Левобережья. Он стремился поднять его до уровня Киева, а то и превзойти. Вокруг знаменитого владыки объединялись талантливые литераторы и художники того времени: Дмитрий Туптало, Антоний Радивиловский, Иоаникий Галятовский, Иван Величковский, Тимофей Богданович. В типографии, которую он основал, работали лучшие художники-граверы: Леонтий Тарасевич, Иван Щирский, Лаврентий Крщонович, Никодим Зубрицкий и др. Позиция черниговских архипастырей и старшин относительно развития города и преобразования его на значительный культурный центр, сохранения памяти о блестящем прошлом Чернигова не могли не найти отклика у гетмана Ивана Мазепы, щедрого мецената. Покровительством гетмана пользовался Иоанн Максимович — продолжатель дела Лазаря Барановича, черниговский архиепископ (1696-1712 гг.), писатель, основатель Черниговского коллегиума. Гетман предоставил 10 тыс.золотых на перестройку резиденции черниговских архиепископов — Борисоглебского монастыря: монастырской колокольни (сохранилась закладная доска с гербом Иоанна Мазепы с его монограммой), здания для коллегиума и других сооружений.
Тогда же гетман предал в кафедральный Борисоглебский собор серебряные царские врата для иконостаса. На них, на створке ворот внизу — герб гетмана, справа прикреплена пластинка, на которой кириллическими буквами высечена дата — 1702 г.
Изысканное произведение ювелирного искусства конца XVII — начала XVIII в.- Царские серебряные врата с Борисоглебского собора — вот уже два века являются предметом внимания исследователей. Неординарность памятника и высокий художественный уровень выполнения породили целый ряд легенд, домыслов и гипотез относительно истории его создания, имени донатора, места создания.
Впервые о них написал во второй половине XVIII в. А. Шафонский в своей работе «Черниговского наместничества топографическое описание»: «Царскіе врата сребряныя кованныя, чеканной хорошей работы… 1701 года съ помощію писаря Генеральнаго Карпа Ивановича Мокріевича, сделанныя. Когда 1701 года подъ монастырскую колокольню рытъ фундаментъ, то найденъ въ земле сребный идолъ, который на сіи Царскія врата употребленъ»
Это свидетельство подхватили краеведы XIX века, оно перекочевало и в современную
научную литературу. Некоторые исследователи утверждают, что идолов было два.
В наше время осуществлена попытка с помощью спектрального анализа химического состава металла царских ворот определить, действительно ли при их изготовлении было использовано древнерусский металл. Однозначного ответа не получено. Все основные части ворот изготовлены практически из идентичного сплава — около 70% серебра и 30% меди (современная 875 проба). Остатки примесей не превышают 1,5%. Лишь некоторые детали, а именно нижняя пластинка (дополненная при реставрации ворот в 1861 году) — из низкопробного серебра (билону) — 34% серебра и 63% меди, 500 проба). Считается, что это является свидетельством того, что ворота изготовлены из одного слитка. На самом деле это признак определенного состава металла, из которого сделаны ворота. Об этом свидетельствуют городские пробирные клейма (города Аугсбурга, где они были изготовлены), находящиеся в разных частях ворот и подтверждающие предписанные законом качество легированного серебра. Варианты такого пропорционального соотношения серебра и меди встречались как в древнерусское время, так и в начале XVIII века, когда были изготовлены ворота. То есть установить с этими характеристиками, из металла какого время были сделаны ворота, невозможно. Кстати, Германия, где ворота были изготовлены, имела собственные богатейшие запасы серебра и славилась своими ювелирами.
Таким образом, утверждение об отливке ворот из языческого идола, остается до конца невыясненным.
Что касается имени заказчика этого неординарного произведения, то, благодаря А. Шафонскому, утвердилось мнение, что им был генеральный писарь Карп Мокриевич. В 60-е годы XIX в. черниговский архиепископ Филарет Гумилевський утверждал, что на воротах иконостаса был его герб с буквами К. М. Однако, на царских вратах внизу центральной пластины размещен герб гетмана Ивана Мазепы с монограммой И. С. М. Г. 3. — Иван Степанович Мазепа Гетман Запорожский. А герб Карпа Мокриевича отсутствует. Известно, что после перехода гетмана на сторону шведского короля Карла XII, все, связанное с его именем уничтожалось. И герб гетмана, вероятно, в свое время, прикрыли пластинкой с гербом Мокриевича, вокруг герба Ивана Мазепы можно увидеть отверстия, возможно, для ее крепления.
Место изготовления царских врат Борисоглебского собора также указывает на неординарность заказа. В свое время высказывались различные предположения по этому поводу: назывались южная Польша, Богемия или Венгрия (В. Л. Модзалевский), Гданьск (Данциг) (Г. Н. Логвин, по рисунку украинського мастера), Украина, И. Равич (Р. С. Орлов). О том же, где и кем они на самом деле были изготовлены, свидетельствуют городское клеймо и клеймо мастера, отчеканенные рядом на основных рельефах и восьми частях, из которых состоят ворота (впервые их зафиксировал заведующий фондами А. Карнабеда 1985 при описании состояния ворот). Городское клеймо, которое ставил пробирный мастер, выглядело стилизованной сосновой шишки (der Pinienzapfen), с короной внизу. Так выглядел герб города Аугсбурга XVII в. (южная Германия). Клеймо мастера состоит из трех букв РID, помещенных в овал. Это начальные буквы мастера Филиппа Якоба IV Дрентветта (крещен 1646 года, с протестанськои семьи, умер 1712, принадлежал к наиболее известной семьи ювелиров Дрентветтов, работавшей с первой половины XVII в. до начала XVIII века). Аугсбург в XVII в. и в течение следующих двух веков был одним из виднейших центров изготовления ювелирных изделий в Европе. В конце XVII в. здесь было 203 мастера-ювелира. Заказчиками предметов роскоши наряду с богатым бюргерством выступали княжеские и королевские дворы. Многие изделия из Аугсбурга вывозилось в Украину и Россию. Известны и другие произведения этого мастера. Это скульптура с изображением св. Георгия (высота — 115 см.) из церкви св. Андрея г. Карлштадта (датируется 1700-1705 гг). Также, он изготовил цеховой бокал для цеха ткачей г. Базеля в виде полу-льва – полу-грифона (высота — 45,6 см.), датируется 1710 г. Еще одним известным изделием мастера является настенный подсвечник (высота -111 см, Д — 89 см.), датируемый 1690-1695 гг. Кстати, в колекции собрания Государственного Эрмитажа также находится люстра, изготовленная Дрентветтом. Однако, безусловно, самым значительным произведением известного ювелира являются царские врата для кафедрального Борисоглебского собора, изготовленные по заказу гетмана Ивана Мазепы. Размеры ворот — (2,66 x 1,21 м), общий вес 56 кг.
Несмотря на то, что они были созданы западноевропейским мастером, композиция их традиционная для украинского искусства конца XVII – начала XVIII в. Между четырьмя, традиционными для царских врат фигурами евангелистов, размещены изображения Бориса и Глеба — первых древнерусских святых, в честь которых и назван кафедральный собор. В верхней части — сюжет «Благовещение». Внизу — композиция «Моисеевого дерева»: изображение пророка Моисея, царя Давида и на центральной вертикальной пластинке — десяти библейских царей — наглядное обоснование пророчества Моисея, что Мария и ее сын Иисус Христос происходили из его рода. Этот сюжет получил широкое распространение на царских вратах в Украине в XVII в.
Традиционность сюжетов и композиционная структура ворот свидетельствуют о том, что проект выполнен местным художником. Автор проекта ворот, вероятнее всего, принадлежал к киево-черниговской культурно-художественной среде. Спроектировать ворота могли известные украинские художники-граверы: как
Александр Тарасевич (? — 727 г.), так и Леонтий Тарасевич (? -1710 Г.), а, возможно, Иван Щирский (1650-1714 гг.) Есть сведения о том, что Александр и Леонтий Тарасевичи (существует предположение, что они были братьями) учились именно в Аугсбурге, в типографии Килианов. Потом Александр Тарасевич работал в Глуске (ныне республика Беларусь), затем в типографии при Виленской академии, где работали также Леонтий Тарасевич и Иван Щирский. Впоследствии они возвратились в Украину. Александр Тарасевич позже руководил лаврской типографией в Киеве. 1693 он выполнил посмертный портрет черниговского архиепископа Лазаря Барановича. Леонтий Тарасевич и Иван Щирский иллюстрировали издание Черниговской и Киево-Печерской типографий. Художники были выдающимися мастерами своего времени, творившими в стиле украинского барокко. Они сделали значительный вклад в утверждение реализма в изображении как святых, так и исторических личностей.
Обращает на себя внимание, что Александр Тарасевич, следуя западноевропейской традиции, изображал евангелиста Иоанна — автора наиболее мистически-духовного евангелия — молодым юношей с волнистыми волосами, спадающими на плечи, а не по традиции восточной православной иконографии, которая изображала евангелистов с бородами, духовными мудрецами. На царских вратах иконостаса Борисоглебского собора Иоанн изображен молодым, с волосами, зачесанными назад. Привлекает внимание и гравюра — тезис Ивана Щирского, посвященная Ивану Мазепе с изображением чудотворной иконы Троицко-Ильинской Богоматери (1691 г.), где размещено и «Моисеево дерево» (автором этой дедикации «Киот срибнокованный» был Лаврентий Крщнович. Гравюра хранится в г. Гданьске). Композиция «Родословная Иисуса Христа», прежде всего, расположение полулежащих фигур пророка Моисея и царя Давида настолько подобна изображению на серебряных царских вратах, что можно сделать предположение: гравюра могла послужить образцом для воспроизведения родословной на царских вратах Борисоглебского собора.
Исходя из места обучения Александра и Леонтия Тарасевич в Аугсбурге, а также стиля и манеры известных граверов в том числе и Ивана Щирского, который очень близок к стилю, в котором выполнены царские ворота, можно предположить, что автором проекта царских ворот мог быть кто-нибудь из этих известных художников.
Всего в Украине сохранилось несколько старинных серебряных царских врат иконостасов. Это прежде всего Софийского собора 1747 г., которые были разрезаны в 1934 г. (сохранились лишь фрагментарно) и Михайловского собора 1784г. Киева.
Как видим, самыми древними и самыми ценными из них, являются царские врата из черниговского Борисоглебского собора, которые отличаются своим мастерским исполнением.
Царские врата иконостаса Борисоглебского собора — интересный пример сотрудничества западноевропейских и украинских мастеров, меценатской деятельности гетмана Ивана Мазепы, в результате чего на рубеже XVII-XVIII вв. и был создан этот ювелирный шедевр — украшение черниговского Борисоглебского собора.
По материалам публикаций Ольги Травкиной
Оставить комментарий