Здание Земской школы, Варва
В украинской архитектуре конец 19 -начало 20 вв. отмечался тяготением к народным традициям. Был популярен так называемый украинский народный (национальный) архитектурный стиль.
Тогдашняя прогрессивная украинская общественность активно поддержала идею строительства в городках и селах школ, больниц и других сооружений именно в национальном стиле. Лохвицкое земство, в состав которого тогда входила современная варвенщина, обратилось с просьбой разработать проекты школьных домов к Афанасию Георгиевичу Сластену (1855—1933 гг.) — выдающемуся украинскому этнографу, архитектору, художнику, графику, искусствоведу, педагогу и культурному деятелю.
В результате, в 1912-1914-х годах по проектам А.Г.Сластена и лохвицких техников в селах Светличное, Макушиха, Озеряны и Остаповка были построены земские школы в украинском народном стиле.
Такая же школа была построена и в Варве, которая служит пот назначению и по сей день.
А. Сластен использовал архитектурные детали ряда классических образцов отечественной архитектуры, которую знал в совершенстве, в частности, Покровской церкви в Ромнах (1764) и других сооружений церковного и гражданского строительства.
В своих проектах А. Сластен творчески переосмыслил национальные архитектурные формы и интерпретировал опыт мастеров прошлого, которые широко использовали в деревянных и кирпичных зданиях двери и оконные просветы, которые имели трапециевидный (шестиугольный) абрис, а также коробочные арки, шатровые покрытия в несколько склонов с уступами в виде пирамид, палаток. А.Сластен любил повторять: «Основные элементы архитектуры могут быть старые, но трактовка этих основ будет новой». Одновременно в проектах школ он использовал последние достижения рационализма, как то трансформацию классов благодаря раздвижным перегородкам.
Как человек с развитым эстетическим чувством, он в проектных решениях сооружений удачно применил художественную трактовку и сопоставление объемов, а как знаток народной орнаментации щедро применил ее на внешних стенах зданий. Поэтому вполне новаторским был подход художника при создании им уникальных проектов школьных домов в Лохвицком уезде, которые стали неординарным художественным явлением в национальной архитектуре новейшего времени.
Оставить комментарий